Режимный объект или школа?

«Разве наши дети зэки какие-то?» — скажут родители

Прокуратура города скоро начнет плановые проверки систем безопасности в школах. Как говорят в ведомстве, с недавней трагедией в столице, когда вооруженный десятиклассник застрелил учителя и полицейского, это не связано. Однако в прокуратуре не исключают необходимости установки дополнительного оборудования — рамок металлоискателей. Идут у нас разговоры и о турникетах.

Прокуратура приходит в школы каждый год — проверяет работу видеокамер, лицензии у охранников, скорость приезда полиции на сигнал тревожной кнопки.

— В ходе прошлогодней проверки никаких вопиющих нарушений мы не установили, — сообщила старший помощник прокурора Санкт-Петербурга по связям со СМИ Марина Николаева.

В прокуратуре рассказали, что если у охранника есть лицензия на ношение табельного оружия, он имеет право ходить с ним по школе. Правда, большинство образовательных учреждений финансово не могут позволить себе нанять таких профессионалов и заменяют их вахтерами. Однако многие специалисты сходятся в одном: дело не в том, кто следит за порядком, и не в оснащенности.

— Ни одна система пропуска этого вооруженного московского школьника не смогла бы остановить. Если ученик подходит к любому охраннику, не важно — Рэмбо на дежурстве или бабушка-вахтер, и приставляет дуло к виску, то вариантов выбора не так много, — считает пресс-секретарь городского комитета по образованию Лариса Кузьмина. — Должны звучать другие вопросы: как так получилось, что у юноши оказалось в руках оружие, как он дошел с ним до школы?..

Директор школы № 13 Приморского района и победитель всероссийского конкурса «Директор школы-2013» Денис Бухаров с этим соглашается. По его словам, главное — ужесточить законодательство в части ответственности родителей за хранение оружия и привлечение детей к мероприятиям, связанным со стрельбой.

— А рамки вряд ли пригодятся. Ну будет звенеть каждый школьник, у которого часы и ключи в кармане. Вот турникеты было бы неплохо поставить, — добавляет Бухаров. — И не только для безопасности — это и для учета посещаемости вещь полезная. Но пожарные не пропустят: нормы пожарной безопасности запрещают установку турникетов, иначе невозможно будет при необходимости быстро эвакуироваться. На мой взгляд, случай в московской школе — скорее исключение, по крайней мере, мне на это хочется надеяться. У этого юноши вряд ли все в порядке с психикой.

— Рамки — бесполезная трата средств и времени, — считает руководитель общественного движения «За безопасность» и директор крупного частного охранного предприятия Дмитрий Курдесов. — У каждого школьника в портфеле лежит металлический циркуль или металлическая линейка. Вахтеру или охраннику придется досматривать всех. В школу будет такая очередь стоять, что все зайдут только к пятому уроку. Да и потом сами же родители скажут: «Разве наши дети зэки какие-то?».

Курдесов и его коллеги предлагают другую идею — установить в каждой учебном заведении своеобразный КПП между школой и улицей в виде небольшого тамбура. Там должно быть место для охраны, пункт видеонаблюдения, а закрываться он будет двумя дверями.

— Схема такая: пока входная дверь не закрыта, внутренняя не открывается. Наружная закрывается — тогда внутреннюю можно открывать. А при нажатии тревожной кнопки блокируются обе двери, — объясняет Дмитрий Курдесов. — Это не только преградит доступ злоумышленнику внутрь школы, но и поможет потянуть время до приезда полиции. При этом мы не уменьшим пропускную способность. Конечно, ребенок способен пронести оружие и в рюкзаке. Но мы же не можем сделать из школы режимный объект!

Проблему нужно решать изнутри, считают специалисты. Сегодня социальные педагоги, которые должны работать с детьми и их родителями, фактически числятся только на бумаге, работают на полставки и нередко ведут сразу несколько образовательных учреждений. Да и обращают у нас внимание в основном на двоечников и хулиганов.

— Причинами трагедии в московской школе стали и проблемы в семье, и то, что специалисты недоглядели в нужный момент. Отсутствие внимания — вот проблема этого мальчика, — считает сопредседатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов. — К такому решению проблемы ребенка подталкивает и окружающий мир — компьютерные игрушки-стрелялки, негативная информация СМИ — там кого-то застрелили, там захватили в заложники. Не должно быть формального отношения к ребенку. Нужно повышать ответственность родителей и специалистов в школе, которые отвечают за психологическое и морально-нравственное состояние детей.

— Если этого не будет, мы хоть танковые войска рядом со школой поставим, но не избежим ситуаций, подобной московской, — говорит Дмитрий Курдесов.

Юлия ДАЛЬСКАЯ, «Санкт-Петербургские ведомости»

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 150px;}