Только цифры. Как метрополитен расходится в оценках собственной безопасности

В течение года, прошедшего с теракта на перегоне между «Сенной площадью» и «Технологическим институтом», метрополитен неоднократно усиливал меры безопасности. Увеличилось количество сотрудников, которые работают на досмотре пассажиров, выросло число проверок бесхозных предметов, пассажиров все чаще стали предупреждать о том, что не стоит забывать вещи в метро. Накануне трагической годовщины представители ГУП «Петербургский метрополитен» вновь отчитались о том, что было сделано за год для безопасности пассажиров. АБН приводит эти данные и обращает внимание на некоторые расхождения.

Количество досмотров

Глава «Петербургского метрополитена» Владимир Гарюгин накануне дал интервью городскому информационному порталу «Город+». В нем он, в частности, говорит о том, что «только за прошлый год было досмотрено более 27 млн человек в метрополитене, выявлено более 150 тыс. предметов, которые вызывали определенные подозрения. К счастью, не было взрывоопасных предметов. Очень много было муляжей, кухонных ножей, всевозможного спортивного оружия и так далее».

В то же время, газета «Петербургский дневник» (выпуск от 2 апреля 2018 года) приводит данные ГУП «Петербургский метрополитен», согласно которым в 2017 году на станциях проверили несколько иное количество пассажиров — почти 17 млн. У них нашли 146 тыс. подозрительных предметов, в 92 случаях обнаружили боевое оружие, изъяли более 5 тыс. боеприпасов. Кроме того, если верить этим данным, два раза службы досмотра метрополитена находили взрывчатые вещества.

Закрытия станций

Кроме того, по словам Владимира Гарюгина, «за прошлый год у нас в метрополитене было забыто более 7 тыс. вещей. Из них более 3 тыс.случаев по забытым вещам привели к закрытию станций и сбою работы метро. Около 350 раз вызывалась кинологическая служба, вызывались взрывотехники». Таким образом, если подсчитать статистику по закрытиям метро за день, то из-за «бесхозов» станции в Петербурге в среднем закрывают по восемь раз в день.

При этом если вручную подсчитать количество закрытий станций по открытым данным Telegram-канала метро, то получится, что их в прошлом году закрывали в несколько раз реже – более 400 раз. В ответ на соответствующий запрос АБН, ГУП «Петербургский метрополитен» с учетом дополнительных данных указал, что в 2017 году станции метро закрывались из-за «бесхозов» более 640 раз. В среднем – чуть менее двух раз в день.

Добавим, ранее в пресс-службе метро поясняли АБН, что пользователям Telegram-канала сообщают только о наиболее подозрительных предметах, которые стали причинами закрытия станций. Информация в канале появляется только в том случае, если станцию перекрывают более чем на пять-семь минут. Длительные задержки происходят, если сотрудники метрополитена и управления полиции на метрополитене не смогли четко идентифицировать предмет как неопасный.

Технологии и обучение

Всего за год количество работников службы безопасности метрополитена выросло в полтора-два раза. По словам Гарюгина, эти люди прошли специальное обучение и аттестации.

Также в метро усилили техническое оснащение, половина станций оборудована системами интеллектуального видеонаблюдения. С 6 апреля служба безопасности петербургского метрополитена будет вправе досматривать вещи пассажиров только при срабатывании металлодетекторов или дозиметров, применять можно будет рентгенотелевизионные установки, переносные и ручные металлодетекторы, а также газоаналитическую и химическую аппаратуру.

Впрочем, как указывает «Санкт-Петербург.ру», в самом метрополитене по итогам проведенной работы однозначных выводов стараются избегать. Так, на прямой вопрос журналистов, исключена ли вероятность повторения трагедии, заместитель начальника петербургского метрополитена Игорь Выборнов ответа дать не смог.

С другой стороны, некоторые эксперты уверены, что безопасность метрополитена можно оценить более оптимистично. Руководитель движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов рассказал АБН, что организация провела правильную работу. «Сам по себе контрольно-пропускной режим стал более тщательным, появилось много технических средств охраны помимо рамок металлодетекторов. На достаточно высоком и хорошем уровне проведена работа именно по организации безопасности на метрополитене. Профилактическая работа сама по себе подразумевает упреждение — у злоумышленников не должно возникнуть и мысли, чтобы совершить некие террористические деяния в метро. Та работа, которая ведется, ежедневная, кропотливая, и оперативно-следственными группами, и непосредственно охранниками метрополитена, позволяет предотвращать террористические акты».

Елена Васильева / АБН

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 150px;}