18 часов за рулем

Активисты петербургского движения «За безопасность» обратились в Роскомнадзор с предложением блокировать сайты агрегаторов такси, чьи водители часто попадают в ДТП. Однако на сегодняшний день сделать это достаточно сложно.

Поводом к такому обращению послужили сразу несколько вопиющих случаев в двух столицах. В Москве заснувший за рулем таксист врезался в семерых пешеходов на тротуаре. В Петербурге одна машина насмерть сбила девушку, другая на полной скорости врезалась в фонарный столб по-среди Невского проспекта. Не стоит забывать и о недобросовестных водителях — один из них затребовал с мексиканской туристки 7000 рублей только за то, чтобы доехать от Дворцовой площади до улицы Рубинштейна, другой и вовсе оценил поездку от Пулково до центра в 10 тысяч. Однако проблема не только в том, что агрегаторы нанимают «плохих» водителей. Будучи крупнейшими игроками на рынке частного извоза, они фактически обрушивают его, уверены многие таксисты.

— В погоне за клиентами эти сервисы ставят цены ниже себе-стоимости поездки, а чтобы заработать хоть какие-то деньги, нужно отрабатывать смены как минимум по 18 часов, — рассказал водитель с 10-летним стажем Сергей. — Есть и 12-часовые смены, но это себе в убыток. Даже амортизацию не покрыть, не то чтобы на новую машину заработать. А вслед за агрегаторами снижают цены и остальные.

По словам члена совета петербургского и областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Александра Холодова, загвоздка в том, что агрегаторы такси сейчас проходят по закону не как транспортные компании, а как информационные ресурсы.

Между тем в Госдуме на рассмотрении находятся сразу два законопроекта, призванных внести деятельность агрегаторов в нужное правовое поле. Первый — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси». Второй — «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» (в части усиления защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через Интернет)». В первом вводится понятие агрегатора такси и его обязанности перед клиентами, во втором говорится об ответственности любых агрегаторов за предоставление недостоверной информации и соответствующей компенсации обманутым потребителям. Тем не менее, ни один из документов пока не принят.

— Когда примут законопроект об агрегаторах, никто не знает. Может, для этого потребуются полгода или год, а безопасность нам нужна сейчас, — уверен лидер движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов. — Своей инициативой о блокировке мы просто обращаем внимание на проблему и предлагаем им свои пути решения.

Таким образом, фактически единственный действенный способ «образумить» онлайн-сервисы заказа такси — прямое давление через Роскомнадзор.

Мнение
Чермен Кассохов, ведущий юрист Европейской юридической службы:

— Формально госорган способен узаконить практически любые действия, связанные с запретами. Например, Роскомнадзор может вынести предписание об устранении нарушения либо обратиться в суд. Но суд должен убедиться в том, что существуют неблагоприятные последствия от действий агрегаторов. У самих же блокировок две стороны. Плюс — агрегаторы уделяют больше внимания качеству услуг. Минус — рост цен, причем не только в сегменте такси.

Текст: Алексей Васильев
Российская газета — Санкт-Петербург №7606 (143)

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 150px;}